Города, как и люди, имеют свое неповторимое, не похожее ни на кого лицо, характер. Города – это сокровищница, в которой хранятся истории целых народов и государств, отражая на своих страницах путь, пройденный многими поколениями. Таков и Самарканд – один из древнейших городов мира.
Как и другим первым очагам человеческой цивилизации – Вавилону и Мемфису, Афинам и Риму, Александрии и Византии – Самарканду суждено было пережить бурные события и потрясения. Расположенный на торговых караванных путях, игравших огромную роль в экономических связях стран Востока, он еще много сотен лет назад стал одним из центров древней цивилизации и носителем историко-культурных традиций народов Средней Азии.
История Самарканда уходит вглубь тысячелетий, она сложна и противоречива. С ней связаны имена Александра Македонского, арабского полководца Кутейбы ибн Муслима, грозных Чингисхана и Тимура, ученого Улугбека. Древнейшие страницы истории Самарканда погребены под землей, в археологических объектах, в руинах замечательных архитектурных памятников. И лишь благодаря археологам мы можем узнать, о чем говорят древнесогдийские поселения.
Изумительные архитектурные памятники Самарканда поражают высоким качеством работ зодчих, керамистов, красотой и гармонией их мастерства. В мировой архитектуре известны лишь три памятника, в отделке которых использованы рельефные украшения из папье-маше, и все они находятся в Самарканде. Это мечеть Биби-Ханым, усыпальница тимуридов – Гур-Эмир и медресе Тилля – Кари.
Археологические находки и летописные труды очевидцев и древних историков позволили установить с полной достоверностью, что человек жил на территории современного города за много тысячелетий до нашей эры.
Этимология наименования «Самарканд» научно не установлена. Восточные авторы считали, что первая часть слова «самар» – это имя основателя или завоевателя города. История, однако, не знает такого имени. Вторая часть названия «канд» – это видоизмененное слово «кент» – селение, город. Ученые XI века н. э. Беруни и Махмуд Кашгари пытались толковать название города Самарканд как искажение слова «семизкент» – «богатое селение».
Бурная, порой драматическая и блистательная история была суждена Самарканду с первых дней его существования. Город видел на своих улицах и площадях полудиких саков и массагетов, железные «фаланги» греко-македонцев, перенес нашествие арабских полководцев. Огнем и мечом обрушилось на его мирные дома кровавые орды Чингисхана.
При Тимуре Самарканд становится столицей мировой империи, простиравшейся от Инда до Босфора. А при великом ученом – астрономе Улугбеке город приобретает славу одного из выдающихся центров культуры и науки средневековья.
«Эдем Древнего Востока», «Драгоценная жемчужина исламского мира», «Рим Востока», «Руи замин» – «Лик земли» – такими необычными названиями наделяли Самарканд поэты, историки, средневековые географы Ирана, Индии, Китая, Византии, Египта.
Бесценной сокровищницей культуры народов Востока справедливо называли и называют Самарканд. До наших дней в Самарканде сохранились изумительные по красоте, уникальные по архитектурным формам памятники средневекового зодчества, возведенные руками трудового народа – подлинного творца истории.
Во второй половине XIV–начале XV вв. Самарканд стал столицей могущественной феодальной державы Тимура. Из покоренных стран в Самарканд вывозили не только различные материальные ценности, но и пленных ремесленников, художников, архитекторов, писателей и ученых, которые должны были придать блеск столице грозного завоевателя.
Тимур хорошо понимал, как велика роль торговли в развитии города, в росте его богатства. Он разгромил Золотую орду и добился, чтобы главный караванный торговый путь в Восточную Европу, пролегавший ранее через его территории, шел теперь через Самарканд. Из сохранившейся дипломатической переписки Тимура с королями Франции и Англии видно, что он стремился установить торговлю и с Западной Европой.
Город быстро рос и как ремесленный центр. Особенно славился Самарканд гончарным, стекольным, металлообрабатывающим, ткацким, кожевенным и оружейным ремеслами. Некоторые из мастерских были очень большими, где насчитывалось около тысячи пленных мастеров. Ремесленники, объединенные в цехи, жили в особых кварталах.
Тимур тратил огромные средства на строительство Самарканда. Были выпрямлены и расширены улицы, благоустроены базары. Построено много новых зданий. Воздвигались и монументальные дворцы, мечети и мавзолеи (надгробные сооружения) с великолепной внешней отделкой.
Уже в первые годы правления Тимура по его велению были восстановлены пришедшие в упадок древние городские стены, а в западной части города сооружена обширная крепость с дворцом Как-сарай. В окрестностях города разбили великолепные сады.
Город бурно рос. Тимур всячески стремился подчеркнуть первенство Самарканда среди других городов Востока. Чтобы наглядно показать его величие, он построил вокруг Самарканда селения, которым дал название самых больших из известных ему городов: Султания, Шираз, Багдад, Димишк (Дамаск) и Миср (Каир).
С именем Тимура и его потомков связана одна из лучших эпох в истории мусульманской архитектуры. Почти все постройки этого времени, дошедшие до нас, отличаются громадными размерами и чрезвычайной роскошью отделки. Они были созданы руками тысяч безвестных тружеников, народных умельцев, искусных мастеров.
Не менее славен Самарканд своим прикладным искусством: стенной росписью, резьбой по ганчу и дереву, чеканкой по металлу, ювелирными изделиями, художественными шелковыми и золотыми вышивками, ковроделием и шелкопрядчеством.
Самаркандская художественная керамика славилась далеко за пределами Средней Азии. Изделия самаркандских мастеров художественных ремесел и поныне украшают залы многих музеев Лондона, Парижа, Нью-Йорка. Историки и географы прошлого сообщают, что улицы и площади Самарканда были вымощены камнем за многие столетия до того, как мостовые вообще появились в Париже и Лондоне.
На протяжении веков древний город постоянно вовлекался в водоворот бурных событий. Периоды блестящего расцвета науки и культуры, искусства и ремесел сменялись под ударами завоевателей полным упадком. Бывали десятилетия, когда Самарканд лишался почти всего населения. Но могучие жизненные силы вновь пробивались, и город как птица феникс возрождался из пепла и руин.
Узбекский народ бережно охраняет памятники культуры прошлого, он ценит сокровища культуры, созданные гением и трудом людей на протяжении минувших веков. Самарканд, находясь на пересечении Великого шелкового пути, вобрал в себя и сохранил культуру, искусство и неповторимую архитектуру древних мировых цивилизаций. Исторические памятники Самарканда и по сей день потрясают современников своей красотой и величием.